30.08.2017

узорчатый покров

 

Узорчатый покров
На примере коллекции обоев 19 века из собрания Текстильного института имени А.Н. Косыгина расскажем о развитии этого искусства в России

Долгое время парадные резиденции декорировали как единый ансамбль. Внутреннее убранство продумывалось ещё на стадии постройки. Архитектор занимался не только возведением здания, но и оформлением интерьера, выступая в роли декоратора: подбирал текстиль, проектировал мебель, разбивку полов, декор стен. Большая часть обстановки и отделочных элементов выполнялась на заказ. Покупные вещи были штучными. Как правило, их привозили из заграничных путешествий, и чаще как предмет гордости и выставочный образец, нежели для широкого пользования.

Парадные покои в Ораниенбауме, Кусково, Александровском дворце, Петергофе, Царском селе и зарисовки интерьеров частных особняков
Декор стен в императорских резиденциях и дворцах знати прошёл несколько стадий эволюции. Сначала стены расписывали, используя в качестве сюжета античную мифологию или фантазийные пейзажи, воплощавшие мечту о райских кущах. Впоследствии стены стали отделывать искусственным мрамором (стук с цветными прожилками или роспись по штукатурке, которую, однако, сложно было отличить от натурального камня) и затягивать тканями. Вариантов текстильной обивки существовало великое множество. Цветовая гамма подбиралась в соответствии с обстановкой. Наряду с текстильным полотном часто использовали холстину и гобелены со средневековыми или барочными сюжетами, репликами полотен Рубенса, например. Текстиль для этих целей сначала везли из-за границы, в основном из Франции. Но в начале 18 века в Москве и Санкт-Петербурге появилось своё шелкоткацкие производство, исправно снабжавшее столицы тканями.

Самые ранние примеры обоев, относящиеся к первой половине 19 века
В 19 веке с развитием машинного производства и появлением множества станков, в том числе и для печати обоев, этот вид декора стен получил самое широкое распространение. Само слово «обои» исторически обусловлено: новый декор сменил тканый, а тканью стены «обивали». Сказалось и изменение вкусов: если в эпоху классицизма и ампира была мода на парадность, то с середины 19 века, когда распространился стиль бидермайер, культивировавший камерность, в моду вошли непринуждённые интерьеры, главным сделался комфорт. Как следствие, интерьер стали оформлять менее официально, давая волю своему вкусу и фантазии.

Обои в стиле бидермайер
На обоях можно было воспроизвести те же рисунки, что и на тканях, они смотрелись не менее эффектно, а стоили намного дешевле. Так что их смогли позволить себе уже не только аристократы, но и зажиточные буржуа, а со временем и другие категории населения, с более скромными доходами. Явление стало массовым. Вот как, например, тогдашнее состояние освещалось в бюллетене к Промышленной выставке 1849 года: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт. В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах».

Самые распространённые принты середины 19 века
На смену штофным обоям (наряду со штофом из шерсти или шёлка также часто использовали бархат и плюш) и фелони пришёл более дешёвый декор стен: бумажные обои. Однако, рисунки использовались те же, что и для текстиля. В начале века, принты имитируют сафьяновую ткань, затем, на волне увлечения романтизмом, пышные цветочные рисунки, а ближе к концу столетия –  это уже широкая светлая, «пижамная» полоска. Обои ещё часто называли «французскими бумажками», так как первые их образцы привозили из Франции.

Эволюция стиля на протяжении 19 столетия: от романтизма до «костюмных» принтов
Бумажные обои (сама технология пришла из Китая, ей больше 2000 лет) в России были известны ещё с середины 18 века, но использовались не так часто, как тканые, до налаживания их массового производства. Уже к концу века был изобретён станок, позволявший печатать полотно неограниченной длины. Стандарты ширины были разработаны ещё тогда и составляли 50-60 сантиметров. Переход на бумажные обои был связан ещё и с изобретением парового отопления, которым стали оснащаться даже доходные дома, с квартирами под сдачу, а, значит, наклеенное на стену полотно не отсыревало и не отставало. Сначала обои печатали вручную, используя деревянные трафареты, затем, в эпоху индустриализации, печать переложили на станки. К концу 19 века в России было около сорока действующих обойных фабрик, большинство из них находилось в Москве и в Санкт-Петербурге. Самым известным считалось производство обрусевшего француза Камюзе, выпускавшее до «900 тысяч кусков гладких, шерстяных, чеканных золотом, с рельефным рисунком и прочих обоев в год». Стоили они от 12 копеек до 9 рублей за кусок. Наряду с частными было и несколько государственных заводов: Императорская обойная фабрика в Царском селе и Петергофская фабрика.

Продукция частных и государственных заводов 19 века
Чем обои были дороже, тем сложнее и многодельнее был рисунок, а главное – использовалось больше красок и, как следствие, цветов. Их число могло доходить до нескольких сотен. А могло ограничиваться и 30-ю – в тех, что торговали по 12 копеек. Более дорогие варианты предварительно грунтовались, что делало их долговечнее. К тому же после каждого проката, мастер проверял и вручную подправлял рисунок, если в этом была необходимость. Более дорогие образцы могли покрывать сусальным золотом и серебром. Одно время модными были рисунки под камень: мрамор или гранит и под кожу или дерево.

Модные рисунки разных ценовых категорий
В 1830 году газета «Северная пчела» сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьём. Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнею. При всей своей красоте обои отменно дешевы».

Модные рисунки по версии популярных газет
И, наконец, вот несколько рекомендаций, как сочетать обои и обстановку, не потерявших своей актуальности до сих пор: «Коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) — с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель — с зеленоватыми и голубыми; белая — с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева — с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями».

Обои начала 20 века с характерными рисунками в стиле модерн
 
 
 

Other posts